Религия ФМ: Притчи Соломона. Глава 15

1. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4. Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
5. Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.
6. В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.
7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8. Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
9. Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
10. Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
12. Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
14. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16. Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
17. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
18. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19. Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.
20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21. Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26. Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32. Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
(Притчи 15:1-33)

2 комментария

avatar
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
этот стих мне помог в свое время сделать правильный выбор… конечно, ненависти не было, а была просто нелюбовь и большое искушение богатством )))
avatar
Глава 15

1 См. ст. 2,4,7,14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения.

2 См. 6,17.24; 10,20.31; 12,18.19.

3 См. 2 Пар. 16,9; Пс. 32,13.14. Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение»).

4 древо жизни. См. 3,18 и ком.

5 См. 1,8; 6,20; 12,15; 13,1.13.18. Смиренное ученичество — признак благоразумного человека.

6 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство (3 Цар. 4,20-28), а с другой является метафорой мудрости (8,18-21).

7 См. ст. 2 и ком.

8 См. Ис. 1,12.13; Ам. 5,21.22. Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость.

10 от пути. Т.е. от пути мудрости (2,12-15).

ненавидящий обличение погибнет. См. 2,18 и ком.

11 Преисподняя. См. ком. к 1,12.

Аваддон. Губитель. В данном случае — синоним смерти.

12 распутный. Точнее: «насмешник» (см. 1,22 и ком.).

13 См. ком. к 14,30.

14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом.

15 См. 14,30 и ком.

пир. Здесь — метафора радости.

16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.).

большое сокровище, и при нем тревога. См. 10,2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно (Мк. 10,25).

17 Духовное родство крепче родства кровного.

18 См. ст. 1; 14,17.29.

19 См. 6,6-11; 10,4; 13,4.

праведных. В данном случае — трудолюбивых, прилежных, добродетельных.

24 См. 2,18-22 и ком.

от преисподней. См. ком. к 1,12.

25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах.

26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8,9).

27 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем.

28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них.

29 См. ком. к ст. 8.

30 Ср. ст. 13.

Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза — зеркало души.

32 внимает обличению. См. 1,7; 11,2 и ком.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.