Лисичкам на заметку Терминологическое поле и история развития арт-терапии

В современном обществе все больше увеличивается интерес к арт-терапии. В переводе с английского art – искусство, а theraeia, в переводе с греческого – забота, лечение. Т.о. не зря, термин принадлежит медицине и предполагает глубоких профессиональных знаний в психотерапии.
Прообраз современной арт-терапии сохранился в народном творчестве, это объясняется тем, что до конца ХІХ века большинство людей жили в селах, где традиционная культура была обязательной частью жизни – все сызмала пели, танцевали, рисовали… Мощный целительный ресурс имели музыка и песни, которые сопровождали каждый шаг наших предков. Сегодня сформировавшаяся городская культура все более превращает людей в потребителей искусства. Но потребность в самовыражении остается, что и способствует развитию арт-терапии.
Как направление теоретического и практического знания арт-терапия появилась в Британии и в США, приблизительно в 30х гг. прошлого столетия. В то время, врачи, психологи работали в разных благотворительных организациях для того, чтобы новые методики приобрели общественное значение. Уже в 60х гг. были сформированы профессиональные общества арт-терапевтов. В 80х гг. стали появляться печатные издания, организовываться конференции для специалистов. В 90х – в сети Интернет появились сайты и электронные библиотеки, посвященные арт-терапии. В наше, XXI ст., арт-терапия эволюционировала, и сейчас, включает в себя уже три самостоятельных направления: медицинское, социальное и педагогическое.
Мы с Вами обратим внимание именно на педагогическое направление. В отличии от Западной Европы и Америки в Украине арт-терапия больше всего интересует педагогов, и как доказано учеными в этой области, педагогическое направление арт-терапии не только улучшает психическое здоровье ребенка, но и развивает его личностные качества. Практика использования арт-терапевтических технологий в образовательных учреждениях широко обсуждается в ряде работ украинских авторов, показанная целесообразность ее применения как эффективного средства помощи детям из неблагополучных семей, при нарушениях адаптации в новом коллективе, с целью психологической помощи младшим школьникам, которые имеют трудности в обучении, в работе с подростковыми «бунтами»…
В педагогике, словосочетание «арт-терапия» понимается как забота об эмоциональном состоянии и творческом развитии ребенка, способами художественной и музыкальной деятельности.
Что же такое творчество? Это индивидуальный, спонтанный процесс, где решающие моменты принадлежат интуиции, мечте и т.д. Все вы знаете, что пока ребенок маленький, заинтересованность и отсутствие страха перед последствиями дают возможность ему проявлять свое творчество в виде разрисованных обоев, окрашенных полов или мебели, «намарофеченых» игрушек маминой косметикой либо же в виде первых опытов с ножницами… В таком случае Ваша задача, как опытного педагога, дать возможность создавать шедевры на бумаге вместе с Вами или же, включить музыку и вместе поимпровизировать.
Рассмотрим некоторые особенности арт-терапии, как педагогического метода:
1) арт-терапия как игра – направлена не на результат, а на сам процесс;
2) арт-терапия как творчество – появление креативности способствует найти эффективное решение для самореализации, что дает возможность отказаться от стереотипов;
3) арт-терапия как обучение – уникальный способ передачи опыта;
4) арт-терапия как самовыражение – служит не вербальной связью между человеком и обществом, а визуальной;
5) арт-терапия как удовлетворение – всегда вызывает позитивные эмоции.
В Украине наибольшее развитие получили такие формы арт-терапии, как музыкотерапия, изотерапия — с помощью изобразительного искусства, танцевально-двигательная терапия, сказкотерапия как форма библиотерапии, цветотерапия, драматерапия, манкотерапия как форма песочной терапии. Эти формы арт-терапии активно обсуждаются в научной литературе, презентуются на различных конференциях и тренингах…
Анализ современной научной литературы по тематике использования арт-терапии приводит нас к осознанию еще одной особенности арт-терапии в Украине – ее мультимодальности, т.е. использовании нескольких видов искусств. Как известно, в Западной Европе, существует достаточно жесткое разделение направлений арт-терапии. Но зачастую, невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям. Т.о. мультимодальность арт-терапии заложена в самом качестве арт-терапевтического процесса!
Итак, попытаюсь подытожить. В мире современных информационных технологий, телевидения и рекламы, характеризующихся, в первую очередь, визуальностью, обосновано использование арт-терапевтических технологий в виде эффективного педагогического метода. Арт-терапия в Украине находится на стадии становления, искусство, творение, фантазия – это всегда пространство таинственности и непостижимости. Особенностями развития арт-терапии в Украине являются: основа на этническом народном творчестве, мультимодальность, стремление к новым технологиям, что приводит к развитию в сфере образования.
    Теги:
  • нет

10 комментариев

avatar
отличная статья. В полку лисиц-журналистов прибыло)
avatar
спасибо, взаимно — прочла статью твою))) у меня их много, печатаюсь — работа заставляет))))) поэтому — я еще успею надоесть со своими нравоучениями))))))
avatar
мама-мия, статья хорошая )
но я первое слово ели прочла )))))))))))))))))
avatar
зачиталась… пиши ещё
avatar
позже))))
avatar
Аааа, кидаю на нее ссылки)))
avatar
на кого, не поняла?
avatar
это в торопях))) кидаю на сайты ссылку на твою статью))
avatar
а))) ясно) спасибо)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.